Гигиена полости рта у детей

Гигиена полости рта малыша с рождения от стоматолога-гигиениста Мегастом

02.11.2016

Гигиена полости рта у детей

Каждый родитель желает здоровья своему крохе. С самого рождения мамы и папы водят своих малышей на осмотры педиатру и другим врачам, делают плановые прививки. Вот только визиты к стоматологу часто откладываются вплоть до того момента пока не заболит зуб. Многие взрослые рассуждают: зачем ходить к стоматологу чтобы лечить молочные зубы, они же в любом случае выпадут?

Когда же нужно начинать следить за полостью рта ребёнка? С его рождения!

Важно посетить стоматолога, когда у малыша ещё нет молочных зубов, так как в этот период в полости рта происходит процесс микробного обсеменения. Практически вся микрофлора привносится извне за счёт поцелуев родителей и родственников, за счёт облизывания взрослыми соски, пробы пищи с ложечки перед кормлением. Очень жаль, что педиатры редко обращают внимание родителей на то, что необходимо проводить гигиенические меры в полости рта с рождения ребёнка, а ведь от этого зависит его здоровье.

Полость рта – самая густонаселённая микробами область нашего организма. Бактерии обитают на зубах, спинке языка, миндалинах, в складках слизистых оболочек. Кариес развивается при наличии в полости рта кариесогенных бактерий. Заражение ими происходит в период прорезывания молочных зубов, то есть от года до четырёх лет. Иногда можно наблюдать на молочных зубах тёмно-коричневые или чёрные точки. Это самые настоящие колонии микроорганизмов. Их наличие может привести к появлению молочницы, кариозному разрушению молочных зубов.

В ежедневные гигиенические мероприятия, проводимые с ребёнком, должен быть включён уход за полостью рта, который так же важен, как чистка ушей, носа, смазывания кремом кожи. С прорезыванием первых зубов (в 5-6 месяцев появляются временные нижние резцы) необходимо приучать малыша к их чистке. Вначале следует использовать силиконовую щёточку, изготовленную из мягкого латекса. Родители надевают щётку на указательный палец, нежно массируют дёсна и чистят ребёнку зубы круговыми движениями от десны к режущему краю зубов.

Гигиенические процедуры целесообразно проводить перед сном вечером. В 8–10 месяцев чистить зубы непременно два раза в день – утром и вечером, пасту лучше не использовать, потому что это может вызвать рвотный рефлекс.

Уже с 2 лет малышу следует очищать зубы два раза в день после приема пищи. Можно использовать детскую зубную пасту в малом количестве, лишь мазнув щетину щётки.

Залог здоровья будущих постоянных зубов зависит от ухода за всеми 20 молочными зубами, которые полностью прорежутся к 3 годам. До 6 лет кроха должен сам без помощи взрослых научиться осуществлять гигиену полости рта.

Примерно до 8 лет родителям следует контролировать ребёнка во время чистки зубов. Далее контроль осуществляется только периодически (например, при отсутствии мотивации к этому процессу, когда чистка превращается в елозанье по зубам).

С 6 лет начинается появление постоянных зубов. За молочными коренными зубами прорезываются первые жевательные (моляры), которые играют основную роль в формировании сменного прикуса. Именно в это время следует посетить стоматолога для осмотра.

В каждой возрастной группе – свои средства гигиены полости рта. Они должны отличаться не только размером, составом, но и дизайном. Когда родители задумываются о покупке для ребёнка зубной щётки, желательно это сделать вместе с ним. Предоставьте на выбор две-три зубные щётки, на ручках которых будет изображён его любимый мультипликационный герой. Пусть ребёнок сделает свой выбор. Общение на равных, совместное обсуждение покупки улучшает взаимопонимание между родителями и детьми.

Какой должна быть детская зубная щётка?

До 2 лет пока малыш не научился самостоятельно чистить зубы его зубная щётка должна быть с маленькой атравматичной прорезиненной головкой, чтобы предотвратить нанесение травм. Следует выбирать щётку с ровным щёточным полем и очень мягкой щетиной, кончики которой закруглены и отполированы.

Для детей 2 – 6 лет щётка должна быть с мягкой щетиной с округлыми и отполированными кончиками, с атравматичной головкой не более 20 мм и большой ручкой, желательно прорезиненной. Удлинённые щетинки на конце щёточного поля (так называемый силовой выступ) эффективно очищают труднодоступные участки.

С какого возраста можно применять ту или иную зубную щётку либо пасту можно узнать из информации на упаковке.

При смене молочных зубов на постоянные изменяется набор средств по уходу за полостью рта. Зубная щётка может быть средней жёсткости или мягкой, атравматичная головка не более 25-30 мм (в зависимости от размера зубов) с силовым выступом, щетинки должны располагаться на разном уровне. Если у ребёнка не получается чистить зубы простой щёткой, попробуйте купить ему детскую электрическую с мягкой двухуровневой щетиной и круглой головкой, с умеренной вибрацией.

Зубную пасту тоже необходимо подбирать соответственно возрасту ребёнка. Она должна быть безопасной при проглатывании и содержать предельно допустимую концентрацию фтора, с кальциевым компонентом (до 3 лет паста должна быть без фтора!).

Взрослые пасты не подходят детям, так как могут содержать антисептики, иметь высокую абразивность. В некоторые детские зубные пасты входят мягкие противовоспалительные компоненты – ромашка, липа (при аллергии не рекомендуется использовать пасты с ароматизаторами).

С 6 лет можно применять после чистки зубов детские безалкогольные ополаскиватели с фтористым компонентом, безалкогольные, с нейтральным ароматизатором и мерным колпачком.

Начиная с возраста 2 лет, после вечернего ухода за полостью рта очищайте ребёнку межзубные промежутки нитью для чувствительных зубов. Она мягкая и не будет травмировать десну.

Старайтесь часто менять зубные щётки детям, так как щетинки быстро деформируются и теряют способность очищать. Многие производители дополняют детские зубные щётки защитными колпачками в виде зверушек. После чистки не рекомендуется сразу закрывать щётку – щетинки должны просушиться.

Как мотивировать ребёнка к ежедневному уходу за полостью рта?

Самым важным здесь является личный пример родителей, что утром и вечером после еды необходимо очищать зубы. Если ребёнок научился держать ложку в руках и самостоятельно есть, то его можно приучать к детской зубной щётке. Начните с самого простого – дайте ребёнку его зубную щётку. Первое время он может просто грызть её, баловаться с ней. Наберитесь терпения. Вы должны стоять рядом с ним и чистить свои зубы. Пусть он посмотрит, как это нужно делать. Потом помогите ему: возьмите другую зубную щётку и почистите ему зубы.

Если же у ребёнка нет настроения чистить зубы – не настаивайте. Пусть это будет забавной, но серьезной игрой для малыша, в которую он будет играть с удовольствием. Лучше потратить пять минут в день на обучение чистке зубов, чем в дальнейшем проводить часы у стоматолога.

Для детей 2-3 лет можно придумать сказку, например: «В одном домике жила-была семья зубов – папа, мама, бабушка, дедушка и куча братиков и сестричек. А домик – это наш рот. Каждый день утром и вечером они умывались. Но один маленький братик не любил умываться. Родители ему объясняли: если он не будет умываться, то заболеет...».

Или сочините сказку про микробов, которые разрушают зубы, если их не чистят. Зубы начинают болеть, в них появляется дырки. И тогда поможет только доктор. Но чтобы этого не случилось, нужно эти микробы счищать щёткой.

Со старшими детьми надо разговаривать как со взрослыми. Можно поиграть с ребёнком в доктора-стоматолога (в продаже есть специальные детские наборы для такой игры). Сначала доктором будет мама или папа, потом – ребёнок. Старайтесь во время игры говорить с пациентом ласково, тем самым давая понять, что доктор не причинит боли.

Первый раз посетите с ребёнком стоматолога для беседы. Пусть доктор пообщается с ребёнком, поинтересуется, как он чистит зубы, какие у него щётка, паста. Если контакт будет налажен, доктор может провести и осмотр полости рта. Если ребёнок не захочет – не настаивайте. Придите через несколько дней. Важно, чтобы первый визит к стоматологу не был связан с лечением больного зуба.

Периодически самостоятельно осматривайте полость рта ребёнка. Это надо делать после чистки зубов при хорошем освещении. Если вы обнаружили потемнение эмали или дырочку в зубе, сразу запишитесь к врачу.

Для формирования структуры эмали необходимо, чтобы в период минерализации зубов в организм поступало достаточное количество кальция и фосфора. Рекомендуется дополнительно принимать препараты, содержащие эти микроэлементы. Наиболее часто кариесом повреждаются моляры и премоляры (малые коренные зубы, расположенные между клыками и коренными зубами) – после прорезывания зуба эмаль ещё не зрелая, то есть слабо минерализована.

Очень важно регулярно приходить к стоматологу на плановые осмотры. Стоматолог определит уровень прикрепления уздечки верхней и нижней губы, проведёт профессиональную чистку зубов, порекомендует, какую зубную щётку и пасту использовать для профилактики заболеваний зубов и десен.

Потребляемые ребёнком продукты влияют на ткань зубов как во время их формирования, так и после прорезывания. Родители должны знать, что индивидуальная гигиена, мероприятия, проводимые стоматологом, уменьшение в рационе углеводов и увеличение овощей и фруктов может изменить микрофлору полости рта. Бактерии полости рта питаются углеводами, в результате чего образуется органическая кислота. Именно она вызывает деминерализацию эмали. Говоря простым языком, мягкий налёт на зубах – пища для бактерий.

Необходимо вводить в рацион детей продукты, требующие интенсивного жевания (морковь, яблоки и др.), что способствует выделению большого количества слюны и очищению полости рта. Кроме того, при откусывании и пережёвывании пищи формируется и развивается зубочелюстная система. После еды предложите ребёнку выпить чистой воды или прополоскать рот.

Не всегда приятным бывает посещение врача-стоматолога, когда у ребёнка болит зуб. К этому надо подготовиться. Объясните ему, что другого выхода нет – зуб надо обязательно полечить. Это займёт немного времени, если он не будет мешать доктору. Подробно расскажите ребёнку, какая процедура его ожидает: вы вместе войдёте в кабинет, он сядет в специальное кресло, и когда это кресло опустят, он окажется в положении лёжа. Затем включат яркий свет, чтобы лучше разглядеть каждый зуб.

Перед приёмом родитель должен зайти в кабинет один, объяснить ситуацию, рассказать, какой зуб беспокоит ребёнка, предупредить, если это первое посещение стоматолога.

Современные детские стоматологические клиники предлагают проводить лечение зубов под лёгким наркозом. Выбор за родителями. В этом случае большую роль играет предварительный психологический настрой ребёнка. Стоит ли лечить один зуб под наркозом? Ребёнок должен осознавать, что лечение зуба необходимо и оно может сопровождаться неприятными ощущениями. Не стоит ограждать его от любых неприятностей. Мы, взрослые, делаем это часто («Не ходи туда – упадёшь, не трогай песок – испачкаешь руки...»), а потом хотим, чтобы дети ничего не боялись. Пусть упадёт, пусть испачкает руки, пусть немного потерпит (в кресле стоматолога страх сильнее боли). Тогда у ребёнка сложится представление, что произойдёт и что он почувствует в данной ситуации, и в следующий раз спокойно пойдёт на приём к врачу.

Во время детских инфекций (например, при ветрянке) или при стоматите бывают высыпания на слизистой полости рта. Именно в это время гигиена должна быть особенно тщательна, поэтому чистить зубы детям следует 2-3 раза в день. Если у ребёнка в период болезни нет сил и настроения чистить зубы, то на помощь придут детские очищающие пенки. Их нужно применять после каждого приема пищи. Единичные элементы высыпаний на слизистой обрабатывайте раствором мирамистина (в спрее). Если высыпаний много, целесообразно полоскать полость рта антисептическим раствором. После болезни непременно поменяйте зубную щётку на новую.

Формирование гигиенических навыков начинается с рождения. Это касается не только чистки зубов, но и умения следить за чистотой своей одежды, быть аккуратным за столом. Ведь, как говорится, чему научим, то и получим.



Связанные услуги клиник Мегастом